Skip to content

Эстетика и внутренняя непротиворечивость

Основой любой крепкой эстетической системы является не истинность в последней инстанции (приближение к которой подобно апории об Ахиллесе и черепахе), но внутренняя непротиворечивость системы самой себе.

То, что мы понимаем как эстетическое или, напротив, неэстетическое, есть не что иное, как оценочность: прохождение образа артефакта через сознание и на выходе – высказывание, содержащее аксиологическую модальность.

Сам по себе, например, природный пейзаж не красив и не уродлив. Эстетическим его делает суждение о нем, которому мы приписываем функтор истинности или ложности.

Следовательно, любая эстетическая система – это система логических взаимосвязей между элементами, которые опосредованно связаны суждениями.

Если наука выделяет логические микроконструкты для оперирования высказываниями и суждениями и для разложения на минимальные логемы, значит, в перспективе все же возможно и обнаружение таких же четких терминов для оперирования логическими суждениями об артефактах художественного мира.

Если возможно обнаружение четких терминов для эстетической оценки, возможно также предположить существование и некоторых единиц измерения эстетической наполненности, как километры или джоули.

Но то дело далекого будущего.

1 September 2009. — Moscow (Russia)