Skip to content

Заутра казнь, но без боязни

Сколько копий сломано о спор между “я-голосую” и “я-не-голосую”. Не возражаете, если я остужу немного горячие головы? Даже не банальщиной вроде “все уже решено”.

И тот, и другой подход имеют моральное право на существование. Если вы выбрали “голосую-за-спойлера”, вы можете потом, — не кривя душой, — сказать, что  “пытались играть с жуликами честно до последнего”, — и это в сущности не будет обманом даже самого себя. Потому что все, кого лично я знаю из голосующих, — делают это из искренних побуждений “мы хотим сменить власть, но лишь бы не было беспорядков”. Наивно в сложившейся ситуации, когда момент бесшовной передачи власти потерян. Но они надеются. И нельзя забирать эту надежду.

В стратегии бойкота лежит активное гражданское неповиновение. Здесь и причина, — ну… давайте прямо: в силу отсутствия в России большой политической культуры, — широкого непонимания самой стратегии, потому что она нова.

И завтра неважно, повелись ли вы на кремлевские спойлерские разводки или следуете блэт-методике (мне она не до конца нра, при всем моем уважении, но мне не хватает терминологии, чтобы объяснить, почему).

Важно не это, друзья. Да, завтра — самые предсказуемые выборы по пририсованной явке и исходу победителя. Вплоть до процентов.

Но самые непредсказуемые в том, что последует после. Сконцентрируйтесь на близлежащих событиях, которые могут развиваться вполне стремительно. Именно это важно — какое решение вы примете на водоразделе, на повороте; не сделаете ли вы то, о чем потом пожалеете и раскаетесь. Особенно когда решение придется принимать в считанные секунды.

17 March 2018. – Saint Petersburg (Russia)