Skip to content

Кишиневская «вторая волна». #2. Здание телекоммуникационной компании

Кишинев катастрофически пострадал во время Второй мировой войны (1939-1945). Первая волна разрушений пришлась на землетрясение 1940, далее последовали ожесточенные бои 1941, попытки «восстановить» в 1941-1943 (в условиях дефицита кадров и материалов для простоты дела все сравнивалось с землей), а бомбежки 1944 добили уцелевшее. Обе стороны конфликта Кишинев громили нещадно. После 1991 Россия обнародовала документы, поэтому сейчас можно не только установить, какие именно здания разрушались советскими войсками, но и кто был ответственным за подрыв.

После войны Алексей Щусев (1873-1949), уроженец Кишинева (создатель «Комсомольской-Кольцевой», Марфо-Мариинской обители и Мавзолея Ленина), прибывает в родной город и создает генеральный план его реконструкции (1947). Задач стояло две: сохранить оставшееся и вписать сохранившееся в новейшие представления о градостроительстве.

Нынешний проспект (молдавские власти на румынский манер называют широкие улицы «бульвар») Штефан чел Маре ши Сфынт (Стефана Святого Великого) превращается в одну из ведущих магистралей.

После периода однообразного и низкокачественного строительства хрущевской поры возникает потребность в возвращении к архитектуре как средству реализации эстетики и символизма города. На помощь против уныния барачных построек приходят железобетонные блоки, стекло, каркасные сборно-разборные конструкции. И, конечно, на фоне оттепели приходит восторженное переосмысление конструктивизма 1920-х, который, собственно, и видел свои здания из железобетона и непробиваемого стекла, а по факту строил из мусора и условного бычьего пузыря.

Среди тотальной цензуры брутализм и его абстрактные формы становятся способом: (1) вырваться из навязанной греко-римской символики сталинской эпохи и серости хрущевок; (2) создать путем компоновки блок-секций здания различной и узнаваемой конфигурации, вместе с тем решая и непосредственные функциональные жилищно-офисные задачи.

Здание, которое сегодня используется как офис крупной телекоммуникационной компании, построено в самом начале 1980-х, однако самими жителями и местными краеведами воспринимается настолько «проходным», что по открытым источникам нет возможности точно установить ни год постройки, ни имя архитектора.

Весь комплекс состоит из десятка разновыстотных объемов разных форм, причем в некоторых можно даже обнаружить отсылки к иным, более известным зданиям, например, к «Стеклянному дворцу» («Lasipalatsi») в Хельсинки. Само здание напоминает неприступный донжон, а если донжон – то должен быть и шпиль, которым и служит техническая телекоммуникационная вышка.

Цитирование и отсылку к конструктивизму выдают и скругленные углы, а последний этаж, дабы разбавить монотонность уходящих вверх этажей, дополнен навесной конструкцией. Бетонная решетка, решенная достаточно изящно, не только скрывает гигантские окна той эпохи, но и до определенной степени этажность: только специально приглядываясь, можно определить, что скрыто их четыре.

22 July 2017. – Chișinău (Moldova)