Skip to content

Дележ добычи и раболепство

Автор этого блога года три жил с одним странным воспоминанием. Теперь вот появился повод все понемногу проанализировать, в особенности в свете искренней обиды некоторых представителей Посольства Франции на некоторые мои саркастические замечания.

Весной 2005 и 2006 Посольство Франции в России щедро одарило преподавателей вузов двумя «семинарами по гостиничному делу и туризму». На эти самые «семинары» из университетов со всей России собрали лучших преподавателей, усадили их в актовый зал (в один год – в пансионате в зеленой зоне Тольятти, в другой – в РГУПСе, что в Ростове-на-Дону). И мы, искренне поверив в задекларированный принцип «партнерства» и «паритета», покорно ждали, когда же с нами начнут этим самым опытом обмениваться.

Но обмена опытом у наших французских коллег как-то все не получалось: страсть поучать превозмогла все, и некто Франсис Йеш (Francis Yaiche) аж из самого Парижу (ах, парижское, парижское, падите пред ним ниц!) два года кряду вещал нам о своем убивственном открытии в педагогике – о «глобальных симуляциях» (хоть бы полюбопытствовали накануне, что ли: «ролевые игры» у нас применяются уже лет пятьдесят).

Но больше всего, наверное, французы повеселились, наблюдая за дележкой привезенных учебников (которые, надо сказать, особого интереса с педагогической точки зрения не представляют: от таких «новинок» полки «Библио-Глобуса» ломятся уже лет двадцать). «Но дело не в этом! Но дело не в этом! А в чем?» Организаторы прекрасно знали, сколько приглашено человек, и, очевидно, целенаправленно рассчитывали на аттракцион под названием «Раздели 110 на 190 – без остатка». Что они хотели – то и получили: тут же, у раздаточного стола, под внешне непроницаемыми взглядами организаторов, секунду назад степенные унтюляхенты начали петушиный бой за грошовые учебники. Смотрел я на все это, смотрел – и кончилось тем, что в мой вуз экземпляра со второго семинара не поступило…

Меня, кстати, душиком холодным тоже будь здоров окатили – век не забуду.

Как раз начался последний год моей аспирантуры. Я отчаялся получить стажировку от собственного университета, чтобы хотя бы недельки две полистать последние исследования по моей теме. Подхожу к ответственной по стажировкам с вопросом и получаю встречный вопрос:

-А о чем у вас исследование?

-О применении микросемантических методов анализа и идеальных когнитивных моделей при интерпретации аномальных высказываний.

Ответ меня сразил наповал – и это мягко сказано:

-Это как такое может быть? Микросемантика и когнитивные модели – несопоставимые вещи!

И отворачивается, как будто меня вообще перед ней и не стояло (хотелось, конечно, спросить, откуда такие изысканные манеры, да не довелось). Разговор в менторских тонах мне больше напомнил не двух коллег на международной встрече, а просителя на паперти и богача после мессы. (Я, елки-иголки, почти три года бьюсь над темой, сам еще толком тогда не до конца разобравшись,– а тут вопрос решается одним взмахом рукава: нате вам и лебедушки на озере, и фонтаны.)

Провозглашенный паритет полетел под фанфары – только треск по городам и весям стоял. А с нас для видимости даже собрали электронные адреса и начали рассылать, как спам, всевозможные приглашения на «стажировки».

А теперь – к фактам. Цифры этого «партнерства» с нашим университетом за четыре года говорят сами за себя:

Подавало заявок – 5 (это только тех, про кого я точно знаю, что подавали; причем, как и я, по два-три раза).

Реакций на заявки – 0 (об «отказах» узнавали из «списка одобренных» на сайте).

Ездило на стажировки во Францию – 0.

Студентов по обмену через «партнерство» – 0.

Приехавших преподавателей из Франции – 0.

Вот вам и все «партнерское» сотрудничество Посольства Франции с нашими университетами – и непонятно, на что обижаться.

Зато упорно рассылают приглашения на курсы акушерства. Жуть как интересно! Лучше бы, конечно, на гинекологию, ну да пусть хоть так… для затравки… а то что-то я засиделся в своих лингвофилософских теориях.

Да вот пригрозили теперь ужо, что не пустють и поганой метлой с порога посольства погонють: там же демократия, Матьё, в ее ярко выраженной форме. Любое критическое замечание или шутка – криминал.

Вот так с нами сотрудничают… И сотрудничают так почти все. Словно рублем дарят – и ждут раболепства.

А мы все на цырлах ходим и танцуем канкан…

Заискиваем и сглатываем слюнку. Западное – оно священное.

25 March 2008. – Nizhny Novgorod (Russia)