Skip to content

Воображение, сон и творчество

Как и любой уважающий себя городской житель, в юности я проходил через увлечение оккультными науками. Все бесполезное из оккультного со временем ушло, а полезное для формирования философских навыков осталось. Осталось и свое решение проблемы воображения, сна и творчества.

Воображение и сон не могут быть рассмотрены иначе, нежели индивидуальная действительность (притом объективная психологически, но бессмысленная феноменологически). Каждый из нас (помимо того, что воспринимает действительность, его окружающую) воспринимает действительность свою внутреннюю, в пределы которой вход другому человеку закрыт по феноменологическому критерию, но открыт по психологическому.

Однако во множестве действительностей, которые субъективно ощущает каждый, можно установить некоторый общий набор признаков, по которым возможно определить, что в них наблюдаются (пусть и со значительными преломлениями в сознании) одни и те же феномены. При этом в любом случае для нас движется субъективированное нами же время, хотя в пределах действительности индивидуальной время нивелируется.

Если же мы научимся видеть в действительности текст и феноменологический набор элементов, то нам попросту не будет необходимости искать вдохновения как такового: ибо не нужно будет мучиться в поисках необходимых предметов выражения: нам останется только относиться повнимательнее к миру окружающему или погрузиться в себя (в зависимости от психологического деления на экстравертов и интровертов).

Этот метатекст в состоянии преобразовать наше творческое Я в зависимости от того технического потенциала, который каждый из нас имеет или нарабатывает в течение жизни. Нетворческого человека нет. Любое действие и есть по своей сути то самое умение пользоваться метатекстом вокруг нас: проще говоря, умение трансформации мира либо для собственных нужд (опять же медитативная интровертивность или, в случае психического перекоса, эгоизм), либо для создания нового (пассионарная экстравертивность в искусстве и науке или новые движения в исторической перспективе социума).

26 March 2008. – Nizhny Novgorod (Russia)