Skip to content

Penny Skanina, выпуск

Юлий Павел (Julius Paulus Prudentissimus; вообще он был по происхождению грек, Ἰούλιος Παῦλος, но писал на латыни; II – III в.) знаменит тем, что огромные массивы юридического знания обобщал в точнейшие формулировки.

Так вот ему принадлежит формула: Qui damnare potest, is absolvendi quoque potestatem habet – “Кто осуждать может, тот отпускания также власть имеет”, т.е. кто наделен правом осудить, имеет право отпускать.

Когда следишь за новостями о “московском деле”, даёшься диву. Пятерых “оправдали”, одного “осудили” на колонию строгого режима по совершенно надуманному предлогу о твите.

Ну оправдали – ну осудили. Qui damnare, понимаш, potest, is absolvendi, значт, quoque potestatem habet, ёпта.

Это жонглирование и есть главнейшая ловушка для публицистики: нет у них никакого права ни damnare, ни absolvere. Ни оправдывать, ни осуждать. Разница между современным российским судом и гопником, который может мне вломить в темном дворе, только в том, что в суде носят мантию. Вы же не называете гопника “Ваша Честь”? Согласитесь, это было бы предельно странно.

Все, чем облечены и гопники, и современные российские суды, – это правом ломика, чтобы размозжить вам череп, чем они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться. По телефонному приказу причем, как мы чаще всего это знаем.

Фиглярская имитация правосудия и физическая возможность раздавить не добавляет ни йоты законности. Право силы гопника не является правом и законностью.

Да, у них есть эта сила. И тут мне вспоминается грубая цитата из Корпуса русского языка на глагол “ссать”:
“«Жлоб входит в трамвай, здоровый, сука, дюжий. Чё, ссыте? Конечно, ссым. Как тебя, мордоворота такого, не ссать? А ты горд собой, для тебя это — альфа и омега, что все ссут. Твоему жлобскому пониманию недоступно, что есть что-то ещё, другое. Кроме как „ссут — не ссут“» (Павел Мейлахс, «Избранник» (1996) // «Звезда», 2001). 

В этих судах нет ничего правового. Кроме вот этой самой жлобской дилеммы. Ссыте и заткнитесь – а кто будет выёживаться, тому пять лет строгача. У нас все по закону, сами знаете. Qui potest damnare – с пацанским душком.

Впервые опубликовано в телеграм-канале “Penny Skanina” (ныне закрыт и удален)