Skip to content

Красный позвоночник Хаима Сутина

Вся квинтэссенция судьбы Хаима Сутина хорошо сформулирована единственной фразой в демонстрируемом на выставке фильме: “il a toujours été dans l’ombre de Modigliani” (“он всегда был в тени Модильяни”).

На “Модильяни, Сутина и других” стоит сходить хотя бы ради того, чтобы постоять и повтыкать в его не самые очевидные с первого взгляда работы.

Творческая же карьера Сутина начиналась полулегендарным абсурдом, а закончилась трагически.

В юношестве он якобы нарисовал портрет раввина своей деревушки, но сын, оскорбившись получившимся результатом, всадил сверстнику люлей — до полусмерти. Родители смогли по суду выбить 25 рублей компенсации, на что юноша и свалил в Вильнюс.

Финал: родители гибнут в Смиловичском гетто в 1941, сам Сутин не получает права на въезд в США и в полном забвении умирает в 1943 в Париже.

Его открывали (и, по всей видимости, открывают и до сих пор) заново очень и очень медленно: во многом нужно понимание еврейской культуры белорусской черты оседлости и личные переживания.

Туши и расчлененное мясо — одна из главных тем: “Красная лестница в Кань” и есть одна из мощнейших метатез — по сути, перенос позвоночника на тротуар.

Музей Фаберже на Фонтанке, 21.

18 January 2018. – Saint Petersburg (Russia)