Skip to content

Кишиневская «вторая волна». #7. Ворота города

Метафоры города живут, несмотря на то, что эпоха осаждаемых стен безвозвратно ушла в прошлое, причем в очень далекое. Оформить же саму идею пересечения городской черты можно по-разному, и в наши дни просто поставить путевой знак с названием города – согласитесь, банально. Водрузить какую-то арку навроде триумфальной – нерентабельно, нефункционально и вычурно с точки зрения постиндустриального общества. Да и какая у нее будет пропускная способность – тоже большой вопрос.

Эстетизм конструктивистской функции, монументальность и симметрия сталинского ампира, абстрактный символизм гигантских бетонных блоков – все это внушительно смешалось в кишиневских «Воротах города». Судя по румыноязычным источникам, автор всего проспекта Дачия (тогдашнего Мира) – Георгий Соломонов, 1977 (ансамбль проспекта). Однако те же источники пишут, что сами «Ворота» уже возводились последней очередью, то есть в конце 1980-х.

Агрессивные и заметные издалека, они стоят на холме и совершенно однозначно прочитываются как пролом в стене за счет многоэтажек, окаймляющих собственно въезд и сбегающих ступеньками этажей вниз по холму. Крыши напоминают заостренные зубцы на стенах древних укреплений.

При ближнем рассмотрении можно заметить, что это отнюдь не «плоская» высотка, а рельефно составленная и даже не чуждающаяся элемента, который абстрактной прорисовкой напомнил бы дверную петлю. Поставленные же на холме, они напоминают и еще об одной давнишней функции подобных конструкции – ориентир.

3 August 2017. – Chișinău (Moldova)