Skip to content

Москва от либеральных финнов Ультра Бра

Финны очень гордятся своей хард-рок линией, и не без причины: десятки клубов хельсинскского района Каллио — не говоря о тех, кто гремит на весь мир. Тем не менее “Ultra Bra”, пожалуй, самый удачный проект арт-рока, какой только был в Финляндии. Иногда их называют запоздалой “ABBA”, но, помимо удивительной слитности мужских и женских голосов, известны они и своими либеральными политическими взглядами, зачастую даже — что редко для севера Европы — взглядами левыми.

В 1994 будущие основатели решили поучаствовать в конкурсе политической песни, которую организовал Финский союз демократической молодежи — и побеждают с песней «Ampukaa komissaarit, nuo hullut koirat» (“Расстреляйте комиссаров, этих бешеных псов”).

После этого Олли Виртаперко и Керкко Коскинен остаются вместе, чтобы продолжить карьеру, собирают группу, приглашают девушек — и группа очень быстро взлетает на пик популярности как за свои мелодии и голоса, так и за тематику: права и достоинство человека, города мира и их истории, известные борцы за свободу и сама свобода станут их коньком.

Но это не значит, что они не писали ничего лирического: “Sinä lähdit pois” (“Ты ушел”) и “Kahdeksanvuotiaana” (“В возрасте восьми лет”) затрагивают вечную тему любви и взросления.

А в середине девяностых они вот такой увидели Москву — и ничего не поделаешь. Мало что изменилось с той поры: когда-то открытый всему миру город — теперь закомплексованный в собственном лабиринте и запутавшийся в исторических ошибках. Один из восхитительнейших монологов-переживаний, какие когда-либо писали к Москве: “Люди, ну что же вы так себя не уважаете при такой истории и потенциале?”

Кстати, лирическая линия к родному Хельсинки, идущая на этом альбоме сразу следом, не столь сильна в музыкальном драматизме и напряжении.

Olen saanut postikortin Moskovasta (я получил открытку из Москвы)

korkeat punaiset muurit (высокие красные стены), lilliputti-ihmisten jono (лилипутных людей очередь)

kiemurtelee kohti mausoleumia (вьется к мавзолею).

Haluaako joku tietää jotain Moskovasta (хочет ли кто-то узнать что-то о Москве, “из Москвы”)

siellä ihmiset on köyhiä ja heitä huijataan (там люди бедны и их обманывают)

monesta pahasta valitsevat kurjat kansalaiset (из множества плохого выбирают несчастные граждане)

se joka on oikein viisas tai kiero (тот каждый есть очень пронырливый или кривой, т.е. “если ты пронырливый или кривой”)

pääsee kerran toiseen maahan (вырывается разок и в другую страну)

onko metro luotettava Tukholmassa (есть ли метро надежное в Стокгольме)

onko Pariisissa tallella vahva terästorni (есть ли в Париже в сохранности прочной стальная башня)

onko Berliinissä makkaraa ilman läskiä (есть ли в Берлине колбаса без жира)

onko Helsinki tunnin edellä vai jäljessä (есть ли Хельсинки часом впереди или сзадии)?

Vieläkö joku muistaa ylpeää kaupunkia (еще ли кто-то вспоминает гордый город)

joka syli avoinna seisoi kaikkien kansojen tulla (который объятиями раскрытыми стоял “всех  наций приходить”, т.е. “навстречу всем нациям”)

tilaa kaviaaria ja valita palvelusta (закаывай икру и жалуйся на обслуживание)

kun lähdet ravintolasta muista kuitenkin pelätä (когда выходишь из ресторана, помни, кого бояться)

valehtele nimesi matkalla Moskovaan (подделай твое имя на пути в Москву).

3 May 2017. — Viazma (Russia)