Skip to content

Метро, трындец и метротрындец

Нас приучают начинать с хорошего – вот с него и начнём. Всё равно предельно мало получится.

Последние года два или три я регулярно пас Википедию в ожидании сообщения, когда же в Нижнем Новгороде откроют метромост через Оку. Планировал специально приехать на событие. И тут – отвлёкся на несколько месяцев своим этим Вьетнамом. Прощёлкал. Метро в верхнюю часть открыли без меня – 4 ноября 2012.

Теперь вернулся в Россию – и, наконец, смог прокатиться по маршруту, появление которого – нешуточное событие для развития локальной транспортной системы.

Те, кто знает или помнит дорогу по часу-полтора, не могут не оценить возможность промчаться, минуя все пробки, за семь минут.

При входе на станцию Московская (ещё пока такую безнадёжно застрявшую в провинциальности восьмидесятых) виден один важный (хотя пока не всем заметный и оценённый) задел на будущее – аппарат для продажи жетонов, какие, к счастью, стали входить в привычку и в Москве. Кажется, мелочь, а лично для меня нет ничего ценнее возможности ограничить контакт с нашей всепоглощающей, вседавящей, всесжирающей и бепредельно угнетающей армией бабок, которые до сих пор (это через два десятилетия после краха совка!) торгуют билетиками, что-то где-то стерегут своим хищным глазом и ещё обязательно где-нибудь сидят и непременно “не дают справок”. Работа такая – недаватель справок.

А уж про отделения нашей окончательно осатанившейся церкви вообще разговор молчит. Наверняка, когда входите в церковь, первым делом высматриваете этих шелудивых крыс и ориентируетесь, где и как встать, куда смотреть и как ходить, чтобы не дай Боже вони не поднялось…

Если бы мы проснулись однажды в стране, где больше нет этой стервяцкой оравы старух,- вчерашних комсомольских активисток, готовых тебя сожрать на каждом шагу,- мы бы, как ни парадоксально, не узнали наши собственные отношения друг с другом. (Пришла в голову мысль, что создай Цезарь из таких воячек армию, он был бы непобедим; этот подвид тварей живуч и в дихлофосе, и на безрыбье, при этом сохраняя способность уничтожать всё на корню; причём изнутри.)

Архитектурное же оформление станции Горьковская, конечно, могло бы вызвать бессчётную массу стилистических и эстетических нареканий, появись подобное где-то в Москве или Питере, но в Нижнем Новгороде придираться даже и не хочется: выходя из вестибюля в центр города уже радуешься хотя бы тому, что больше не нужно будет содрогаться от предвкушения толкотни по вонючим маршруткам, от которых с непривычки просто тошнит. Не говоря о тех, кто здесь живёт и пользуется маршрутом каждый день.

Скажу одно: она не производит столь отсталого и замшелого впечатления, какое производят все остальные.

Метро начинает входить в неотъемлемую привычку нижегородцев, хотя до этого оно было самым бесполезным в стране. Станции действительно ожили и приобрели свою естественную функцию – принимать и перевозить пассажиров.

И на этом моё хорошее (всё равно, как вы понимаете, вперемешку с желчью) кончается.

Дальше начинается правда.

Открытие долгожданной ветки в Нижнем Новгороде вскрывает и показывает нечто более глобальное: наши города по инфраструктуре отстают от нормального развития лет на сорок-пятьдесят. И ещё раз своим нынешним состоянием доказывают полную неспособность градоначальников думать не то что развитием и будущим, а хотя бы системно. Конечно, можно сетовать, что вне Москвы и Питера метро нерентабельно, но для того, чтобы оно было рентабельно, его нужно тянуть во все районы, включая пригороды,- тогда и пользование им будет в разы больше. Хочешь быть рентабельным? – предложи не имеющую аналога услугу. За возможность миновать пробки и сэкономить время люди готовы платить. Хочешь предложить такую услугу? – так иди в авангарде, вкладывай деньги, привлекай инвестиции, а не воруй.

При минимальном напряжении мысли уже в семидесятые ХХ века было бы ясно: с развитием города (тут разбираю конкретный случай Нижнего Новгорода) самой большой проблемой в недалёком будущем логично должна была стать связь нижней и верхней частей. Достаточно просто включить мозг без всякого образования в области городской среды, чтобы понять: пропускная способность мостов не вечна, сколько их ни строй.

И тем не менее первичной застройка была, как и положено в Союзе,- парадно-демонстративная. Московский вокзал (центральный в городе) зачем-то связывали с Автозаводом. Бросили силы на это вместо задачи узловой и градообразующей связи двух берегов.

Только после завершения самого сложного и нужно было изучать дальнейший спрос на городские перевозки. И отсюда – строить планы, куда первично тянуть все остальные ветки.

Но Горьковский автомобильный завод был витриной советской власти, значит, витринным должно было стать и метро. Результат: открытое в 1980-х, до самого начала второго десятилетия нынешнего века (почти тридцать лет) оно было дотационным и имело долю пассажиропотока не более 3% от общегородских перевозок.

Бессистемное городское мышление ведёт в никуда. И в никуда оно привело всю транспортную ситуацию в наших городах. Смотреть на чужой опыт и учиться мы не любим, потому что срываемся на любые замечания и советы огрызанием “на-себя-посмотрите” (исключительная гордыня и комплексы неполноценности). Не воровать и не распиливать не позволяет шакалья наша натура: подумать, что получить за свои инвестиции можно куда большие и законные дивиденды (включая элементарное уважение граждан),- это тоже из области визита марсиан.

Организация движения в мегаполисах как была дикой, так она и осталась: отсутствуют вменяемые системы объезда, выделенные полосы, нет альтернатив уличному движению. Логично было бы предположить, что инфраструктура должна создаваться под нужды города и его жителей, а в России всё – с точностью до наоборот: жителей принуждают пользоваться той инфраструктурой, которую бездумно наваяли. Наваяли на деньги, которые таки не получилось разворовать.

В результате в городах, на которые накинута транспортная удавка, время людей уходит не на то, чтобы развивать свои идеи и свой потенциал (что суммируется вообще-то в потенциал города), а в то, чтобы решить проблемы “как-доехать” и “как-всё-это-выдержать-нервами”…

5 January 2013. – Nizhny Novgorod (Russia)