Skip to content

Ангкор, ещё Ангкор!

Самолёт Сием-Реап – Сайгон, своим шасси коснувшись земли, дал козла и прополз к терминалу. Три бешеных камбоджийских дня промчались, словно двадцать минут. Я очнулся в Сайгоне, пройдя паспортный контроль и снова вспомнив вьетнамский язык.

Наталья и Юрий на пару ночей остановились в отеле, где Юрий жил почти четверть века назад. Он пишет роман о Сайгоне – и сейчас ему необходима атмосфера полного погружения в знакомые пространства, чтобы снова ожили далёкие дни… Конечно, от прежних интерьеров ничего не осталось: даже название с романтического “Сау-Сау” (“Шесть-Шесть”) сменили на банально-туристическое и штампованное “Victory”.

…А я вернулся к себе в клетушку на Фам Нгу Лао. Вернулся, мягко говоря, пришибленный. Сказать, что Ангкор Ват и окрестности стали для меня разрывом мозга, шаблонов и стереотипов, изменением всех пониманий архитектуры, культуры и истории,- это не сказать совершенно ничего. Внешне, конечно, всё нормально и обыденно: я пью утренний кофе в кафетерии недалеко от гестхауза, но внутри злюсь сам на себя от неспособности сформулировать что-то внятное.

Ангкор – это десятки известных и крупных, около сотни малоизвестных храмов, которые в течение столетий переходили от тхеравадинов к брахманистам, от буддистов к махаянистам, потом обратно… и неизвестно, сколько может быть ещё пока неописанных и незадокументированных конструкций, которые разбросаны по труднодоступным местам в большем удалении от Сием Реапа и главных цитаделей – собственно Ангкор Вата, Байона и Та Прома. И всё это – на десятках гектаров…

Если вы приезжаете на один день – вы впустую тратите деньги и время: вы ничего не увидите и не поймёте. Если вы – средний турист без особых запросов (самостоятельное рассматривание руин с чтением детальных описаний), то минимальное впечатление придёт день на третий. Если вы культуролог, историк или профессиональный архитектор, то десять дней – это тот минимум, чтобы хоть как-то поверхностно понять систему символизма, особенности застройки да и просто оценить всё величие кхмерского строительства.

Себя около этих храмов чувствуешь жалким варварёнком выродившейся цивилизации. Да, это строилось рабами, но и замена человеческой строительной силы машинами в наши дни не привела к появлению чего-то хотя бы отдалённо напоминающего древние размах и космичность. Да собственно – Ангкор и есть космос индуистской цивилизации.

И теперь я более не отношусь к европейской цивилизации как-то всерьёз. Кто однажды погрузился в дурман Востока, больше на свою родную ойкумену кроме как снисходительно смотреть не может. Возможно, и интересно было бы взглянуть на Рим, Барселону, Афины, но специально вкладывать усилия в это я не буду. Занесёт неведомыми ветрами – пускай, не занесёт – то меня ждут Мексика, Бразилия, ЮАР, Япония, Австралия, Индонезия, Непал, Лаос… Конечно же – многоликий и необъятный Китай, к которому не без Дзямина у меня распаляется интерес всё больше и больше.

И, откровенно говоря, меня не покидает чувство, что в Ангкор придётся вернуться. Причём очень вскоре.

Слишком уж ни хрена я там, по-хорошему говоря, за три дня не понял…

16 December 2012. – Seam Reap (Cambodia)