Skip to content

Тонечка

Музыка двадцатого века старательно избегала тонику как некую опасную устойчивость – жупел композиции до новой тональности Пендерецкого и Пярта. Вместе с тем характер тоники как вечного возвращенчества-невозвращения, к чему можно сколько угодно приходить, но на чем невозможно остановиться, вскрыла эстрадная, а не симфоническая музыка.
Вот четырехтакт из Андерсона-Ульвеуса, любопытный не только музыкально, но и текстово-философски. Перпетуум-мобиле зацикленной мелодии подчеркивает текст: «On and on and on, till the night is gone!»


Разумеется, в теоретическом отношении это простейшая мелодия – что называется, «для первого класса». Однако обратите внимание: тоника до-минора появляется в четырехтакте два раза – но возможно ли на ней остановиться и завершить фразу стандартной каденцией? Нет. Тоника противоречит собственной функции: контрарное понятие «неустойчивая устойчивость» стало закономерным без лишних теоретических споров.

25 May 2009. — Moscow (Russia)