Skip to content

Дескрипция и прескрипция в матрицах культуры

Прескриптивность перформативна, в то время как дескриптивность неперформативна и даже явно антиперформативна. 
Прескриптивность направляет к моделям мышления в рамках матрицы культуры (в широком смысле создаваемого людьми), указывая на уместность или неуместность поведения в определенных условиях. Бесконфликтность с матрицей возможна в случае конформного выполнения прескриптивных требований; в противном случае возникает противостояние. 
Дескриптивность же, напротив, предполагает отстраненное видение феноменов (на начальной стадии или, позднее, в описательных трудах) через сухое (научное) мышление, и тогда конфликт возникает не на уровне «как делать?», а на уровне «делать ли?», что в сущности является эстетическим спором «можно ли?». 
Сложившаяся матрица культуры имеет определенный набор прескриптивных ячеек, под которые возможно подстроение поведенческой и мыслительной модели для избежания конфликта. Любое феноменальное отклонение приводит к иммунному сопротивлению со стороны сложившейся традиции. Однако, в отличие от романтизма Нео, пытавшегося матрицу преодолеть, полное разрушение невозможно. Любое утверждение нового феномена в аспекте культуры дает основание полагать, что матрицу невозможно преодолеть – ее можно только расширить. Наше общекультурное мышление через становление нового феномена обретает генетический иммунитет, пополняя свою память новым элементом, но не отрицая старые. 
Суть первоначального конфликта – в вопросе антиперформативности нового феномена (эстетическая дескрипция «можно ли делать?»), а уже дальнейшее расширение матричного сознания – во включении нового феномена в набор перформативно активных элементов (прескрипция «как делать?»). 
Пример: Джаз, хард и мюзикл воспринимаются как прескриптивно заданные матрицей (см. Симфонию № 7 Бориса Тищенко), хотя в первых дескрипциях трактовались как полная противоположность устоявшемуся матричному сознанию и оказывались на положении маргинальной субкультуры. Прескриптивное противостояние матрицы и внематричных элементов привело к болезненным процессам (в нашем случае – эстетические споры), но завершилось появлением ячеек «джаз», «рок», «мюзикл» в качестве матричных прескрипций. Происходящий процесс в наши дни – оматричивание феномена «рэп».

1 May 2009. — Dzerzhinsk (Russia)