Skip to content

Музыка под прессом

Очень и очень лонг-рид: Разбираем репрессируемых музыкантов по занудству – культурологически, музыкально и литературно

Репрессии против музыкантов меня подталкивают послушать их полным списком и дать обзор. Не все они охуенные, но – достойны многие.

Начнем с того, что почти все они – об интеллектуальной поэтической традиции и в ней черпают вдохновение.

Я в свое время писал про литовскую “Гиперболу” и репрессии против советского рока. Сегодняшняя Россия последней стадии деградации действительно похожа на поздний СССР черненковско-андроповского маразма. Но это другая история. 

Итак. Еду в “Ласточке”, слушаю и делаю заметки. 

Oxxxymiron. После баттлов в представлении давно не нуждается. Разработка почти магической ассонантности в текстах, наполненных аллюзиями и цитатами-отсылками, давно сделала его популярным далеко за пределами узкого  сегмента целевой аудитории.

Его тексты, скорее всего, придется слушать с расшифровкой: неожиданные метафоры и нарушение сочетаемости слов – признак его стихов, которые сложно понимать на слух даже носителю. Парная рифма – признак поэтического времени и прямое наследие Бродского. 

Знакомиться неплохо начать с работ “Там, где нас нет”, “Переплетено”, “Город под подошвой”.

“Мимо тополей и спелого хлеба полей,

Где привидение Есенина, крест, молебен, елей,

Из минивэна вижу землю, вижу небо над ней.

Мы все преодолеем, если нет, то я не Водолей.

Наша земля топит одиночек как щенят.

Мир пустой, хоть с каждым вторым перезнакомься:

Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца.”

IC3PEAK. Группа, образованная в 2013 и внезапно подвергшаяся репрессиям в Перми в 2018, после чего о них услышали все. 

Депрессивные психоделические тексты, прямо наследующие традиции русского былинного распева вкупе с рэпованно ориентированной современной поэзией, поставленной на парную рифму. Знакомство начните с треков “Грустная сука”, “Смерти больше нет” и “Сказка”.

“Я теперь готова ко всему на свете,

Я отсидела свой срок в интернете.

Выхожу на улицу гладить кота,

А его переезжает тачка мента.

Я иду по городу в чёрном худи,

Тут обычно холодно, злые люди.

Впереди меня ничего не ждёт,

Но я жду тебя, ты меня найдёшь.”

Хаски. Стал широко известен после ареста в Краснодаре и концерта в его поддержку. И тут же огреб от общественности за прошлые грешки: поездки на Донбасс и облизывание Путина. Его позиция изменилась после того, как воспетый им босс на него же и натравил ряженых кубаноидов: собранные в его поддержку деньги он передал “Агоре” Павла Чикова, “Открытой России” и “Медиазоне”. Этого достаточно, на мой взгляд,  чтобы извинения принять.

Важный момент: многие путают имидж и реальные действия. Имидж – это картинка для воздействия на аудиторию, поступки – это то, за что ты несешь ответственность. За свои прошлые поступки он уже расплатился, а имидж “плохого пацана с раёна” в его черно-белых работах никуда не денется: это социальные проблемы неблагополучных кварталов и взаимоотношения в них. Начните знакомство с клипов “Панелька” и запрещенного в России клипа “Иуда”. В “Панельке” важен не только читаемый текст (снова парная рифма), но и бегущая снизу строка-комментарий.

“Набито панельное брюхо –

Панельного неба краюха…”

“В моём плеере педерасты, а на проводе террористы.

Я читаю для тех, кто бродит по рукам или по этапам.

Я не требую понимания – лишь один из шального люда,

Понимает меня Иуда.”

Noize MC. Рок, речитатив, интеллектуальная поэзия, концентрированная российская жизнь – это все Нойз. 

Начните знакомство с его работ “В темноте” и “Чайлдфри”. Любителям же сразу рубить “что за дебилизм” рекомендуется для начала попробовать продраться через вот это без словарей и википедий:

“366-й день Сурка, честная петля моего мирка,

В прошлом брошен на шею аркан шершавый,

Память — сталинской высоткой в центре Варшавы

Громоздится чуждым анахронизмом так давно,

Что символом города признана.

Словно Берлинской стены километр триста,

Оставленной предками для туристов.

Вынос мозга, разрыв аневризмы…”

Элджей. Его, видимо, я обойду какими-то оценками, поскольку пока похоже, что основное событие – это скандал в Якутске, когда принимавшая площадка стала главным ньюсмейкером – пожалуй, более важным, чем само его творчество: “Мы отменяем концерт, пусть это будет уроком для города. Нам жаль, что Якутск не увидит это шоу. Жаль, что тысячи фанатов Элджея, такие же жители Якутска, как и те, кто был против концерта, не увидят его.

Жаль, что на концерт не попадут ребята с детдома, у которых была одна радость — увидеть своего кумира.”

Баста – это, увы, вата. Кстати, слово “вата”, скорее всего, приобретет постепенно тот же коннотационный смысл, что и советское “конформист”. Так что использую термин в таком же нейтральном значении, как блёклы его тексты и музыкальные находки. Его неострость и неприятная конформность косвенно подтверждаются тем фактом, что в 2018 он стал одним из официальных лиц ЧМ-2018.

Френдзона. Кто эти ребята? – изумились все, когда их концерт отменили в Волгограде. Это рок старшеклассников для старшеклассников, и они пытаются осмыслить свои проблемы – пубертат, первый секс, школьные проблемы, самоидентификация, наркотики. Шедевров не ждите, но пара-тройка песен даст понять, почему у всяких тупорылых “омбудсменов” и “борцов за чистоту” бомбануло: они не могут предложить взрослого компетентного совета в становлении телесности человека – а если сами дети это пытаются осмыслить, то единственное, на что способны “духовные” наши, – это давить и запрещать.

И последнее: вам могут нравиться или не нравиться музыка и тексты, вам может казаться, что это “деградация”, но ваше мнение не является основанием для запрета. Оно вообще просто ваше мнение. И запреты от всяких говнюков – это и есть “пойдем выйдем, бля, набью морду”. 

Каждый из нас будет петь свою музыку. И, кстати,  напомню, что “Я буду петь свою музыку” – это вольная или невольная отсылка к Маме Касс: “Make your own kind of music, sing your own special song… even if nobody else sings along…”

29 November 2018. — Moscow (Russia)