Skip to content

Кишиневская «вторая волна». #4. «Дом мод» (Centrul de modă) и прилегающее здание

Контраст двух цветов – излюбленный прием в архитектуре «второй волны», что, безусловно, навеяно стремлением к конструктивистскому минимализму средств выражения. Условно можно говорить о двух видах контраста: «жестком» (белое vs. черное) и «мягком» (белое vs. серебристое). В редких случаях (и в Кишиневе есть такие примеры; рассмотрим позднее) архитектор белому/серому противопоставляет песочно-желтый или красно-кирпичный (иные цвета – исключительнейшая редкость, как показывает мне мой опыт наблюдения по разным городам бывшего СССР).

Как и в случае со многими другими объектами «второй волны», ни архитектор, ни точный год постройки по открытым источникам установить невозможно. Редкие ехидные (или, наоборот, удрученные) обзоры в местной прессе указывают на «конец 1970-х» (спасибо, кэп, плюс-минус трамвайная остановка и так, простите, очевидно).

За незапланированными пристройками и распечатками на брезенте, что, разумеется, портит общий вид и мешает восприятию замысла, тем не менее, просматривается все

та же идея возврата к конструктивизму и к его игре с объемами. Здесь четко противопоставлен приземистый белый блок и условно-серебиристый более высокий и продолговатиый.

Проектируя именно «Дом мод», архитектор, скорее всего, и закладывал похожую идею в абстрактный рисунок фасада: складки одежды. На белом, меньшем объеме, просматриваются «складки» более крупные – в виде размашистых каменных волн, а вот скрывающие этажи кованые серебристые чешуйки – чуть ли отсылка к кольчуге воина (напрашивается интертекст с оформлением путевых стен «Площади Александра Невского» в Петербурге).

Некоторого внимания параллельно заслуживает и стоящий рядом высотный дом, напрямую к «Дому мод» не относящийся, но, так или иначе, с ним визуально образующий ансамбль. На первый взгляд это монструозная высотка, но конструкции живость и стремление вверх придает рисунок-ритм, составленный из красных треугольных балконов, так что при всем желании фасад нельзя назвать ни «мрачным», ни «подавляющим», ни «тоталитарным», ни уж тем более «неприметным» или «типовым».

На вопрос недоуменной дамы, зачем я так дотошно все фотографирую, к еще большему ее изумлению я ответил:

–Если это все не развалится или сами не раздолбаете, лет через тридцать поймете. И будете носиться как курица с яйцом, пытаясь спасти. Благо не как Мельников вынужденно строил – из мусора, пыли и соплей строителей.

28 July 2017. – Chișinău (Moldova)