Skip to content

Витебск: Восстановлению не подлежит

Страна должна быть вычищена,

выдраена и сиять.

Это наш бренд.

Как хотите меня, так и понимайте.

А. Лукашенко 

в обращении к нации

8 мая 2012

Невосстановимо. Именно так резюмировали американцы, приехав после войны анализировать состояние города, где после его освобождения и не вышел-то практически никто на улицы приветствовать воинов. Краеведческий музей содержит немало фотографий разгромленного Витебска и душераздирающий документальный снимок с комментарием: воинов-освободителей вышло встречать всё население города – 118 человек. У него были все шансы стать городом-призраком и навсегда остаться только на картинах Марка Шагала… Но не так решила судьба. К счастью для меня, бредившего городом полтора года, и для всех, кто захочет побывать в нём после небольшой фотопрогулки. Этот город – маст. Преклонение и респект форэва – теперь он для меня в одном ряду с Владивостоком и Смоленском.

Витебск заслуживает отдельного эссе – панегирика, оды, хвалебной песни, гимна, эпоса. Он его заслуживает по праву – и за свою атмосферу, и за “выдраенные и вычищенные” уголки до самого-самого маленького мусорного контейнера, и за историю, в эпицентре которой он оказался, и за приветливых, общительных и доброжелательных витебчан, и за самое главное его чудо – Марка Шагала, которого невозможно понять до конца, если ты не побродил по улицам, которыми когда-то вдохновлялся художник, пусть даже так много было утрачено во время кровавой бойни середины ХХ века…

Но эссе будет своей дорогой – дорогой городских обзоров, который, скорее всего, будет выложен у меня на сайте, а вот фотодневник с комментариями по традиции – сюда.

Я продолжаю свои фотоупражнения, поскольку, наконец, пришёл к пониманию, что в современном мире человек должен уметь фотографировать хоть как-то более-менее прилично, как в девятнадцатом веке любой нормально образованный должен был уметь ездить верхом…

Рядовая застройка и городские усадьбы конца XIX – начала XX веков. Разбросана повсюду в городе – и многие дома носят ещё печать военных лет, причём, что интересно: при всей ухоженности не происходит ничего подобного с тем, что натворили на Арбате. Всё выглядит опрятно, но главное – естественно.

Новый город органично перемежается со старой рядовой застройкой и не дисгармонирует: это и конструктивизм (обозначенный тут табличками “Дамы камунальнага тыпу”), и даже хрущёвки, дворы которых не производят столь унылого впечатления, как в России.

Это высотные архитектурные доминанты – Свято-Воскресенская церковь, башня Исполнительного комитета, Ратуша… Они служат ориентиром, где бы вы ни были: хоть на улице, хоть на мостах, хоть на высотках. Всё – перед вами на снимках.

Это, безусловно, любопытство подсмотреть не только центрально вылизанную часть города, но и просто поведение, походку, взаимоотношения горожан, их нетуристические квартальчики, утопающие в зелени и не менее выдраенные. Там лучше всего бродить в воскресное утро, когда все ещё спят. Но, конечно, при условии, что вы только шуршите гравием под ногами…

Представить себе такую концентрацию музеев в городах с населением 300 с чем-то тыщ жителей мне очень сложно. Даже двух дней, по-хорошему говоря, не хватит, чтобы переварить всё, что предлагает в музейном варианте Витебск.

Разумеется, нельзя не заглянуть в Художественный музей, где представлен и Хруцкий, и Пэн, и большая коллекция русских художников (Коровин, Васнецов, Перов…); неподалёку, в Ратуше,- Краеведческий, но он больше похож на исторический, описывающий очень даже неместечково все события, в эпицентре которых оказался Витебск. Самые интересные залы – Древний Видьбеск, оружие разных эпох, Вторая Мировая.

Однако наиболее захватывающее ждёт в малых музеях.

Музей частных коллекций – это переданная городу коллекция витебского собирателя, который смог сохранить несколько тысяч монет, медалей, знаков… Вынос мозга, если рассматривать каждую…

Вездесущий Роман Устинов и хранительница Музея частных коллекций

Кстати, раз уж о нём… Вот он звонит своему приятелю-пропойце Дёмину и что-то говорит! А говорит он ему ровно то, что написано на будке!

Дом-музей и арт-центр (последнее фото в блоке) Марка Шагала – это история еврейской семьи и несостоявшегося возвращения в родной город, который, словно морок, появлялся из-под кисти художника почти на всех полотнах в его парижский и нью-йоркский периоды. На скульптуре во дворе музея Шагал изображён в пронзительной развёрнутой метафоре: и его скрипач на крыше, и сам он в виде этого скрипача, но вместо смычка – кисть, палитра – Витебск, а дека-струны – Париж…

12 May 2012. – Moscow (Russia)