Skip to content

Метро. Поток. Фестивали и конкурсы

Пора окончательно переходить от конкурсного к фестивальному типу мышления, где важно не соперничество, а цепочка событий. Суждение об эстетической ценности произведения в момент его создания или первой демонстрации не несет в себе прежде всего никакого практического значения. Любая попытка методом жюри назначать шедевр завтрашнего дня сомнительна в силу сомнительности подавляющего большинства самих членов жюри. Касается это не только достаточно криво организуемых мероприятий у нас (как это и делается в России, почти напрочь лишенной вкуса), так и разнообразных уважаемых показов за пределами страны. Любой может полистать каталоги биеннале за 1990-2000, чтобы отметить забвение почти стопроцентное. Приводить примеры не будем, это может быть обидно тем, кто вчера на минуту блеснул. В лекциях по теории кино Тарковский писал, что худсоветы чаще всего дают низкий КПД – принимаемые на ура сценарии дают посредственный фильм, невнятный сценарий приводит к шедевру. Цепочка событий фестиваля позволяет не провоцировать мыслящих художников к принятию ошибочного субъективного решения по конкурсу, а желающим дать площадку для эксперимента. Минимальный порог качества, таким образом, устанавливается через соответствие общей глобальной идее фестиваля, заявляемой организаторами.

21 October 2011. – Moscow (Russia)