Skip to content

Над Стрелкой далёкой…

Русскому человеку что ни дай, что ни сделай – всё будет бухтеть, всё будет ворчать, всё будет недоволен. Желание обвинять кого-то во всех смертных грехах (только не на себя посмотреть, упаси Господь!) – это психологическая самозащита (не самому же себе в собственной импотенции признаваться?): оправдание гиперкритичной социальной активности, правда, идущей не далее кухни. Ну или форума, который читают только такие же, как и пишущий.

Лишней иллюстрацией тому стало посещение Нижнего Новгорода, об изменениях в котором я наслышан был просто нереально много – но, как и водится у нас, ничего хорошего в трансформациях увидеть жители не в состоянии. Зато желчь граждан льётся зашкаливающими горгульями и сносит любого мало-мальски крепко стоящего на ногах. Хорошо, что ещё есть возможность посмотреть со стороны да сделать свои выводы; поэтому, ни в коем разе не принимая того, что делается официальными нашими властями на всех уровнях, я не могу не перевести восхищённо дыхания и не сказать: «Твою мать!»

Каким был Нижний Новгород два года назад и каким стал сейчас – два разных города. Создаётся впечатление, что улицы, словно расправляя свои затёкшие вены, вновь наполняются жизнью: и всё потому, что шибко умным критиканам “от народа”, наконец, дали возможность увидеть в реализации проекты градоразвития, которые позарез мечтались ещё к 1990-2000. И которые, если уж по уму, должны были быть вообще воплощены в семидесятые.

В Нижнем я потерялся: с открытием Метромоста я не узнал ландшафта – вынырнувших откуда-то улочек, церквушек, перспектив, переходов, развилок, закоулков. Когда-то гнилые и захудалые квартальчики, теперь оказавшиеся в самой гуще движения, на глазах обтягиваются, словно паутиной, строительными лесами и обвешиваются, как гирляндами, бетономешальными машинами, подводами с брусчаткой, замерочными аппаратами, будками для строителей, ларьками, рекламными щитами…

Жизнь любому городу даёт только активное движение по его улицам. Мы – кровь городов, которые живы до той поры, пока наши стопы перемешивают лимфу асфальтов, песчаных насыпей, тропок, ступенек, стёжек. И если два года назад, казалось, Нижний Новгород был ну совсем гиблой деревней, которой не светило ничего, кроме захолустного умирания, то сейчас вдруг – преображение. Преображение, какое не видывал мегаполис уже два десятка лет как минимум. И из-за чего начал терять людей.

Но живущие там друзья всё равно не прекращают возмущаться: Метромост-де им открыли – а всё не так, всё плохо; ещё и мост Канавинский закрыли на ремонт – опять им плохо из-за пробок (лучше, конечно, ждать, пока он обвалится); обзорку с набережной Феодоровского сделали – а им опять некрасиво, опять не так, ибо Вася во-он из того дома написал на форуме, что он-де специалист по вопросу и сделал бы по-другому (украв притом чуть меньше); первый участок Кольцевой вокруг города уже значительно разгрузил центр от транзиток – но и тут недовольных хоть отбавляй. Ну про аллейки вдоль Московского шоссе и достроенный Цирк – тут вообще моё молчание, респект и снятая шляпа.

До этих дней по структуре Нижний Новгород был типичным средневековым городом с узенькими и непонятно куда бегущими улочками, хаотично петляющими там и сям, то цепляясь за старую церквушку, надломленно плачущую с обрыва, или за облезлую девятиэтажку, нелепо рекламирующую сотового оператора, то бортуя трамваем обветшалые бараки тридцатых. И вдруг – улицы стали распрямляться, набирать воздух, светлеть; даже дышаться стало как-то по-другому (если не считать ПАЗиков, после которых мы долго не решались войти в кафе, не то съеденное немедленно бы попросилось назад).

Готовится открытие Волжской набережной – но сколько лет этот ресурс просто пустовал голой бетонной простынёй вдоль реки? Разрабатывается проект фуникулёрного сообщения с Бором – только и тут найдутся говорящие: «А на фиг мне это? Лучше бы дороги починили у меня во дворе!» (В Москве когда метро строить только начинали, такие же ехсперты тоже рекомендовали «транваев побольше».)

Но, наверное, самое главное и самое мощное событие, на которое мне непременно хочется попасть,– это открытие станции Горьковская (продление Сормовской, второй, ветки метрополитена, причём, наконец-то, в верхнюю часть города). В Нижнем метрополитен, пожалуй, – самый бесполезный в стране: две ветки, функционирующие фактически как одна, связывают только два района нижней части, причём не движение из одного в другой, а именно движение из них наверх и есть главная загвоздка: город задыхается проблемой переправы снизу в историческую часть.

И, может быть, наконец, начнётся полнокровное и бурное развитие, ведь облегчение передвижения по городу непременно сделает его привлекательным для жизни, работы и учёбы.

3 May 2010. – Nizhny Novgorod (Russia)