Skip to content

Еще реплик о драматургии

В любом драматургическом произведении, в особенности развернутом, неизбежны предваряющие объяснения. В «Троянской войны не будет» Жироду вынужден вводить зрителя во все перипетии пусть и вольной трактовки греческого мифа. Если абстрагироваться от того, что – по нашему идеализму – мы верим в образованность публики,  понять сюжет непросто даже с предложенными разговорами-объяснениями, которые значительно утяжеляют время на сцене. Такие разговоры редко предполагают активное действие, и (здесь уж вопрос к режиссуре) нужно учитывать, что может кончиться метаниями по сцене и избитым переставлением стула туда-сюда.

В драматургическом построении часто необходимы «нулевые разговоры» («Ах! – Да, да! – О нет! – Я сказала! – А я сказал: да!») для «смазки» действия. С другой стороны, избыточность философской зауми – это уже двойное утяжеление по сравнению с тем, что есть просто объяснительная болтовня. На самом деле ни первое, ни второе не есть нечто легко устранимое и самоочевидное. Кажущийся треп чеховских героев может раскрывать невербальные модели – то есть понятные на глубинном интерпретационном уровне: «В Москву! В Москву!» сестры повторяют не просто как пустую реплику, но как выражение психологической защиты человека от обстоятельств и, в случае сестер, от самих себя.

Драматургическое решение не может полностью захватить внимание в случае отсутствия комических эффектов: они служат не столько моментом «легкой разрядки», но способом особо акцентировать идеи, которыми драматург может и должен атаковать зрителя.

24 January 2010. – Nizhny Novgorod (Russia)