Categories
Старый блог

Все ясно? Слов – не говори?

Некоторое время тому назад один человек – ну неплохой в сущности – чуть не свел меня с ума попыткой доказать, что только и только “сакральные” эзотерические тексты (а то я не проходил это горнило и не знаю кухню от и до) имеют нелинейную многослойную структуру…

Бесполезно стучаться резоном и говорить, что ЛЮБОЙ текст имеет такую подводную структуру – даже простое высказывание. Уже просто по факту самого существования текста.

Взгляните на стих Канера:

“А все кончается, кончается, кончается –

Едва качаются перрон и фонари…

Глаза прощаются – надолго изучаются.

И так все ясно – слов не говори.”

Метафора “качаются перрон и фонари”:

1. линейна, если мы ее переосмысливаем как внутреннее восприятие человеком внешнего мира;

2. нелинейна, если мы ее видим как “ментальную проекцию” схемы “звездное небо – освещенный фонарями перрон”;

3. многослойна, если принять во внимание, что “раскачивание” перрона “видится”, скажем, из отъезжающего вагона или, в конце концов, в такт мелодии, под которую распевается текст.

Нелинейное моделирование – читай, сакрализация высказывания – мы уже вскрывали на примере анализа текста “Серафим” Артема Филатофа (bohmen.livejournal.com).

Серафим притаился у ольхи,

Смотрел, как я черпал воду

Из чернеющего рядом болотца:

Как сначала, тревожа лягушек и водомерок,

Я разгонял бренчащим ведром липкую ряску,

Как потом с силой выхватывал из черноты

серую, пропахшую тиной влагу…

И уже возвращаясь назад,

к жёлто-синей тяжёлой бочке,

Я внезапно застыл над водой:

В чёрной глади на миг отразились,

Как лучи тайного солнца,

Шесть серебряных крыльев его.

Немного о семантических ориентирах стихотворения.

Схематично, чтобы не писать много.

1. цветовые:

’черный’ – ’черный’ – ’желтый’ – ’синий’ – ’черный’ – ’золотой’ (через «солнце») ’серебряный’

Черный-серебряный как противопоставление /непроходимый/, /безнадежный/ vs. /цвета дифракции/. Переход от полностью непроницаемого до светлого и многогранного.

2. символическая окольцовка:

серафим как «исходный аккорд» и движение по тому же принципу, что разложение цвета в п.1 до деиктики местоимением «его» и метонимическом переносе крыльев на весь образ самого серафима.

3. реализация символа «вода» через общий признак ’серебряный’ или /связанный с водой/.

Контекстуальный класс «болотце», «лягушка», «водомерка», «ряска», «влага», «бочка».

4. сакральная реализация символик «беспросветность» через «чернота» и просветление через «солнце» (признаки /золотой/ и /ослепляющий/).