Skip to content

Глубокоусажаемые калеки

Все понятно: каждый вертится как может. Понятно: в России искони культ юродивого и обездоленного (это вам не Америка с ее культом героя). Понятно: спрашивать с тех и у тех, кто читает и пишет здесь, в Сети, просто бессмысленно, но все же.

В какой-то момент, как ни крути, любой цинизм перешагивает те рамки, за которыми уже невозможно проходить мимо и повторять, словно заклинание: «Первое правило социального работника – не подавать милостыню, ибо тем самым мы множим нищету и попрошайничество».

Речь уже немного о другом, черт возьми. Мой друг, Дмитрий Каталевский, автор исследования «Системная динамика», часто повторяет любимую фразу своего научного руководителя, Д.Н. Кавтарадзе: «Чтобы удвоить эффект, надо учетверить усилия».

В качестве примера приводится крушение Близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001: действительно, мало кого впечатлит теперь взрыв девятиэтажки – разве только население затронутого района. Чтобы превзойти эффект шока, теперь нужен, по меньшей мере, взрыв города.

Знаменитое цунами в Таиланде в конце 2005: 250 тысяч погибших. Планета в шоке. А так ли впечатлило землетрясение в Сычуани в этом году? Нет: новость оказалась просто в ряду прочих неприятных новостей. Ведь погибших всего-то 10-30 тысяч. Ну не превосходит она по своей силе злосчастное цунами.

Процесс абсолютно идентичен и в отношении попрошайничества на улицах наших городов. Нищая старушка со склоненной головой, в истрепанном платочке, с табличкой «Подайте нахлеп Хрестараде» уже не производит должного эффекта. Что нужно? Правильно: увеличить силу – куда тут без цинизма.

Любуйтесь: в одном из переходов метро на тряпку посажен, извините, обрубок человека – парень лет двадцати четырех без рук и ног, с табличкой «Помогите на протезы». Даже не безногий на каталке – а с оголенными обрубками. И медленно текущая река пассажиров, смущенно отводя глаза, прижимается к противоположной стене. Некоторые не выдерживают – кидают: кто десятку, кто полтинник, хотя все давно знают, куда уйдут деньги. Уж явно не на протезы: этот инвалид и прийти-то сюда сам не может: он сидит на тонкой гофрированной картонке…

Социальная пропаганда бессильна: и мы продолжаем кормить армию тех, кто крышует индустрию нищих.

Учетверяем усилия – удваиваем эффект.

Даже мой щедрый цинизм на грани истощения, чтобы пофантазировать: а что появится, когда и безруко-безногие обрубки никого не впечатлят?.. Ведь рано или поздно и они глазу и психике войдут в привычку…

16 June 2008. – Moscow (Russia)