Skip to content

С Днем Победы?

С детства нам знакомы слова одного из блистательнейших (говорю о совершенстве мелодии и гармонии) маршей: «Это праздник со слезами на глазах»… И каждый год мы искренне поздравляем наших, слава Богу, еще живых дедов и бабушек (долгих им лет жизни), да вот только историческая реальность вносит коррективы в понимание текста…

Странное оно, ощущение этого торжества. Одни его порицают как фальшивый культ, как фанатичный обряд бряцания оружием и играния мускулами; другие восторженно кричат о мощи страны, об исторической роли, о непревзойденности подвига…

И когда слушаешь тех и других… невольно соглашаешься с доводами обеих сторон. Ясно одно: на изломе нашей истории, где налицо процессы очевидного возрождения и столь же очевидного разрушения того ценного, что еще не добили, в наследство нам достался, пожалуй, и самый противоречивый праздник.

Да, наши войска шли к Берлину (мой дед из тех славных воинов), да, освободили без единого выстрела Прагу, Вену и Краков, да, была сталинградская и курская мясорубка; но был и миллион двести тысяч за Ржев (к чему? зачем жертва?) – а ведь над этим приоткрыли завесу только сейчас.

Да, то была правая война; но то было противостояние двух систем, которые стоили одна другой.

Да, красное знамя – Знамя Победы; но, денонсировав идеологию, оставили живучей символику, семантический ресурс которой никуда не собирается исчезать.

Да, мы преклоняемся и целуем руки тех из доживших, кто держал в руках оружие и скупо оплакивал павших друзей, идя дальше; но эта страна не смогла дать им достойную старость – без унижений, без вечного ощущения забытости, кроме, как ни цинично, дня праздника.

Да, именно к 9 мая шли наши люди долгие 1415 дней, да, именно это стало залогом мирного неба над нашими головами и залогом того, что мы, к счастью, о кошмарах знаем только по книгам и документальным пленкам; но небо это какое-то выцветшее, лишенное радости ощущения завтрашнего дня в стране, почти уничтожившей свой генофонд и почти тотально деградировавшей: двадцать миллионов самого продуктивного населения, не давшего потомства,– это только официальные цифры.

И противоречия будут бессчетны – стоит только начать перечислять: на один аргумент «про» всегда будет «контра»… И кажется, что эта пиррова победа оставляет послевкусие и по сей день.

Но как бы там ни было – мы гордимся подвигом предков и радуемся сквозь слезы.

В честь живых и павших сегодня вечером во всех городах и селах салюты.

Пусть даже на салюты эти ахнут полбюджета муниципального образования. И пусть даже ради этого минутного всплеска эмоций не достроят так нужный городу/селу приют для постоянно увеличивающегося числа бездомных детей…

С Днем Победы, что ли?

9 May 2008. – Dzerzhinsk (Russia)