Skip to content

О пресловутом «счастье»

С вами никогда не пытались заговаривать о том, как вы понимаете «счастье»? о том, что надо для этого сделать? Никогда вы не чувствовали себя чуть не маргиналом, когда не сходились во мнении? Я уже давно наблюдаю за тем, как люди профанаторски орудуют этим понятием. Некоторые любят чуть не дискуссии разводить о том, как для счастья надо «уметь любить», «обожать всех», «гармонировать с собой и с окружающим миром» и так далее. Попытки встречными вопросами вскрыть безденотатность или, как минимум, диффузность концепта, мало на кого производят впечатление.

Итак, подведу мини-итог всего прослушанного и обсужденного, дабы поменьше возвращаться к проблеме. Касается это тех, кто снова будет порываться обсуждать ее со мной: безжалостно буду направлять сюда.

Счастье – самая неблагодарная к обсуждению материя (сродни спору о характеристиках кентавра): чем больше о счастье думаешь, тем больше оно отдаляется. Собственное понимание счастья другому человеку навязывать не стоит. Однако главный критерий, по которому можно определить, что у человека проблемы с идентификацией счастья в своем бытии,– его стремление задать себе и окружающим вопрос: «Что есть счастье?». Так же в точности, пока вода чистая, ее пьют не задумываясь; как только вода становится грязной, начинают кричать об экологии. В психиатрии первый признак шизофрении – попытки пациента доказать себе, что он не шизофреник.

Если ты не задумываешься о том, счастлив ты или нет, ты счастлив. Рецепта и определения нет.

9 March 2008. – Dzerzhinsk (Russia)